Неоспоримы заслуги жителей русских поселений и политссыльных в развитии просвещения, культуры, медицины. научно-исследовательской работы; формировании общественно-политической активности местного населения. В означенный период Намский улус, в большей мере, чем другие улусы, был заселен русскими. Главным образом, это были политические и уголовные ссыльные. Значительную часть среди них составляли также скопцы – русские сектанты. Эта странная секта является единственной в своем роде и придавала Намскому улусу своеобразный экономический и культурный характер. Скопцов селили обычно большими деревнями, и те с размахом занимались сельским хозяйством. Поднимали целину, корчевали лес, сеяли различные зерновые, выращивали в огородах не только зелень, но и помидоры. огурцы, арбузы и дыни.
Скопцов отличала также их довольно высокий культурный уровень: все они умели читать и писать, чистоплотность (почти в каждом доме была баня), честность, верность данному слову и огромное трудолюбие.
Яркими фигурами политической ссылки в Намском улусе стали Александр Сипович (Бетюнский наслег), Ф.Я.Кон и В.Л.Серошевский (Хатын-Арынский наслег). Дом А.Сиповича являлся главным центром ссыльных Намского улуса. Сипович широко применял врачебную практику. Профессионально грамотный, честный и интеллигентный ссыльный оказался в особом положении. Власти считались с ним и не давали хода всяким доносам. И когда он в 1894 г. выезжал из Намского улуса, местные жители, которых он лечил бесплатно все эти годы, нередко выезжая к больным за 100-200 верст, устроили ему торжественные проводы.
Находясь в тесной связи с местным населением и постоянно наблюдая жизнь народа, ссыльный польский революционер В.Серошевский в своей знаменитой монографии «Якуты», ставшей настоящей «энциклопедией» якутской жизни, собрал огромный фактический материал. В ней автор смог рассказать о бедственном положении якутов, выступить страстным пропагандистом в защиту их прав. Он обстоятельно и подробно изучил все отрасли хозяйства, их роль в поддержании жизни якутов и пришел к выводу, что скотоводство не может в полной мере обеспечить нормальное существование якутов, что именно хлебопашество может произвести коренной переворот в быту местного населения.
За время пребывания в Якутской области в ссылке (1851-1895) Ф.Я.Кон первостепенное внимание сосредоточил на экономические условия проживания якутов. В 90-е г. он предпринял проведение социологического исследования. Для этого он провел подворную перепись и изучил историю земледельческого занятия его населения. Был собран интересный материал, который был сразу введен в научный оборот. Большой научный интерес представляют его работы, созданные в период намской ссылки.
Проблематика и обоснование выводов в этих статьях поражают глубиной и разнообразием. Приведем некоторые из них: 1.Поправка к ст. «К вопросу о развитии земледелия в Якутской области 2.Хатын-Арынское скопческое селение. 3.Намские письма.4.Никольская слободка Намского улуса. 5. Физиологические и биологические данные о якутах.
Эти работы тогда же стали достоянием всего сибирского общества. И благодаря этому Намский улус стал известным широкому кругу читателей, а материалы его архивов навечно вошли в историю историко-этнографической науки Якутии. Именно в этом – непреходящая заслуга Ф.Э.Кон перед населением Намского улуса