Программа «Уроки Деда Краеведа”.
Цель – расширение краеведческого кругозора учащихся.
Основные задачи:
- Приоритетная – формирование потребности в изучении краеведения.
- Просветительная – сохранение и популяризация историко-культурного наследия Якутии.
- Воспитательная – патриотическое воспитание в современных условиях на примере и опыте выдающихся земляков.
- Образовательная – приобщение учащихся к культуре, литературе, истории, биологии, географии родного края.
- Информационная – предоставление систематизированной, достоверной информации по краеведению.
Краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению природы родного края.
Основным мероприятием является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия, организует их композиционное единство. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности и формированию навыков исследовательской работы. При составлении вопросов викторины каждый раз стараюсь акцентировать внимание на разных частях экспозиции краеведческого музея.
Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведения. Наиболее интересны детям занятия с музейными экспонатами – ребенок, трогая предметы старины, соприкасается с целой эпохой. Во время экскурсии по экспозиции достаточно обратить внимание детей на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать их поисковую деятельность. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями.
В конце года, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края” и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе года.
1. |
Цикл мероприятий к юбилейным писателям: -Час поэта:«110 лет сдр Сивцева Е.С. – Таллан Бүрэ» знакомство кн/в, обзор литературы. -Час поэта: “60 лет сдр Парниковой А.А.-Сабарай Илгэ, поэтессы, члена Союза писателей РС(Я)”. -Час поэта: 75 лет сдр С.А.Попова-Тумата поэта, прозаика, критика. — Слайд-беседа о творчестке детского писателя В.А.Тарабукина. — Лит.-краев.час: “Чаҕылҕанныы Чаҕылыйбыт Чаҕылҕан”105 лет И.Д.Винокурова-Чаҕылҕана . |
Январь
апрель
Февраль
ноябрь
июнь
|
Б-рь, шк/б |
2. |
КН/в, беседы и обзор книг-юбиляров: 105 лет «Дьадаҥы Дьаакып» Никифоров В.В.-Күлүмнүүр. 85 «Күкүр Уус» Суорун Омоллоон. |
Февраль март |
Б-рь |
3. |
«Сааскы кэм» Амма Аччыгыйа громкое чтение по ролям |
октябрь |
Б-рь |
4. |
Интел.игра “Знаток родного края” |
декабрь |
Б-рь |
5. |
Провести комбинированный библиотечно-музейный урок: “Краеведческий музей им.И.Е.Винокурова” |
апрель |
Б-рь Х-АИКМ |
6. |
“Наш край родной” слайд-викторина |
май |
Б-рь |
Программа «Библиотечные уроки”
Главная задача библиотечных уроков — сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:
— ученики должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации;
— научить детей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках;
— приучать учеников к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;
— закреплять интересы к узнаванию окружающего мира, к школьным предметам.
Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но тем не менее, в измененной форме. Учителю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный урок в виде самостоятельной работы учеников над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у детей. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.
Главное задача библиотечного урока — выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
1 кл. |
“Первое посещение библиотеки” знакомство с правилами пользования библиотекой. |
Б-рь |
2 кл. |
«Правила пользования библиотекой и культура чтения” |
Б-рь |
3 кл. |
«Книга в моей жизни – что она значит?» (урок-размышление); |
Б-рь |
4 кл. |
«Умеем ли мы читать?» (урок-диспут); |
Б-рь |
5 кл. |
«По книжным маршрутам библиотеки» история библиотек, визуальные экскурсии. |
Б-рь |
6 кл. |
«Книга и чтение в жизни великих людей» (урок-беседа) |
Б-рь |
7 кл. |
Когда появились 1 книги в Якутии? |
Б-рь |
8 кл. |
Первый Якутский лингвист С.А. Новгородов |
Б-рь |
9 кл. |
«Солнечная светлость книжной премудрости: профессия библиотекарь» (урок-информация); |
Б-рь |
Программа «Литература для детей”
Используя разнообразные формы культурно-досуговых мероприятий с литературно-художественной тематикой в целом, библиотека вместе со своими читателями отметит литературные знаменательные и памятные даты.
Цели программы:
- повышение статуса книги и чтения в обществе;
- привлечение детей к чтению не читающей части
- создание привлекательного образа библиотеки в глазах общественности
Задачи:
- Привитие интереса к книге и любви к чтению, знакомство с лучшими произведениями литературы, используя инновационные формы и методы библиотечного общения;
- Воспитание информационной культуры, приобщение к использованию новых компьютерных технологий;
- Проведение массовых мероприятий, широких общественных акций по привлечению внимания к книге: книжных выставок, конференций, литературных праздников;
- Привитие положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться ее услугами;
- Разработка предложений и рекомендаций по продвижению и развитию культуры чтения
- Помощь учебному и образовательному процессу.
Читатели будут знакомиться с творчеством писателей и поэтов, деятелей искусства и культуры, с лучшими произведениями литературы, а также иметь возможности реализовать свой личный творческий потенциал и восполнить недостаток образовательного уровня и интеллектуального развития.
Реализация программы будет способствовать:
- Знакомству читателей с лучшими произведениями литературы, с творчеством писателей и поэтов, деятелей искусства и культуры
- Восполнению недостатка образовательного уровня и интеллектуального развития.
- Возможности реализовать свой личный творческий потенциал.
- Массовые работы для детей.
1. |
Проект “Юбилей писателя – праздник для читателя” – циклы мероприятий: — слайд-шоу по книгам Аркадия Петровича Гайдара, русского детского писателя. –кн/в-знакомство по творчеству японского писателя Харука Мураками. -кн/в и день творчества русского баснописца Ивана Андреевича Крылова – кн/в по творчестве русского писателя Ю В Бондарева -кн/в и лит.уроки по творчеству Юрия Карловича Олеши
|
январь
январь
февраль
март
март
|
Б-рь, кл.рук |
2. |
Конкурсно-игровая программа по творчеству писателя, фольклориста Павла Петровича Бажова “Малахитовая шкатулка” |
январь |
Б-рь |
3. |
“Жизненное творчество Н.А.Островского” слайд лекция писателя |
сентябрь |
Б-рь
|
4. |
Слайд-беседа “Вот так книга!” современная книга с необычным оформлением. |
декабрь |
Б-рь, кл.рук. |
5. |
“Кто много читает-тот много знает” литературно-позновательная игровая программа для детей |
январь |
Б-рь |
6. |
Записки о прочитанном “Читаем вместе, читаем вслух”. |
февраль |
Б-рь |
7. |
Литературный час о книгах, где главные героини девочки “Жила –была девочка” |
март |
Б-рь |
8. |
Цикл громких чтений: “Тысяча сказочных страниц”. |
Сист. по четвергам |
Б-рь, восп. |
9. |
Новости периодической печати. Реклама: Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас. |
апрель |
Б-рь |
Программа: «Наш дом — природа».
Содержание программы направлено на достижение цели экологического воспитания школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных – формирование основ экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности пути их разрешения;
воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих — развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
№ |
Проводимые мероприятия |
Дата |
Ответств. |
1. |
Цикл мероприятий и кн/в: -День заповедников и национальных парков -Всемирный день дикой природы -Международный день Матери-Земли — День Сардааны |
11 января
марта 22 апреля 30 июня |
Б-рь |
2. |
“Сказки лесной опушки” 125 лет сдр В.В.Бианки |
февраль |
Б-рь |
3. |
Видео-викторина “Бережем природу” |
март |
Б-рь |
4. |
“Лекарственные травы” урок экологических знаний |
сентябрь |
Б-рь |
5. |
Видео-путешествие “Заповедными тропами” |
октябрь |
Б-рь |
6. |
“Этот удивительный и хрупкий мир” обзор у книжной выставки |
ноябрь |
Б-рь |
8. |
“Это земля твоя и моя”кн/в, беседа |
апрель |
Б-рь |
9. |
Акция: “Посади дерево” |
май |
Б-рь |
Программа “Я имею права”
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания. Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность. Эта трёхкомпонентность используется мной в структуре построения патриотического воспитания.
При формировании патриотического сознания важно учитывать то, что наше общество весьма дифференцированно в своих взглядах, позициях, интересах. Взаимодействие, столкновение интересов, убеждений, позиций – современная реальность. Если мы хотим формировать человека способного жить в таком обществе, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с такими позициями.
Направления, которые использую в системе патриотического воспитания: военно-патриотическое, культурно-патриотическое.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.
В механизме обеспечения прав человека значительная роль отводится категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у учащихся представления об узаконенном понимании этой меры, мы можем использовать, форму имитационной деловой игры.
Одной из основных задач воспитательной работы является: Совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию.
Так как в последние десятилетия в России прошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной диференсации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского гражданского и патриотического сознания.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений расположенных на территории поселка в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана Программа «Я имею права».
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- Изучение истории культуры Отечества и родного края;
- Формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе;
- Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности.
1. |
Час патриотизма “Флаг — России” |
сентябрь |
Б-рь |
2. |
Правовая игра “Своя игра” |
октябрь |
Б-рь |
3. |
Слайд-лекция: «Главный закон России» |
ноябрь |
Б-рь |
4. |
“День Конституции РФ”кн/в, беседа |
декабрь |
Б-рь |
5. |
“Закон обо мне, мне о законе” Час полезной информации |
23 марта |
Б-рь |
6. |
Тематическая выставка “Человек и его здоровье”. |
Апрель |
Б-рь |
7. |
Урок правоведения “Новые законы в законодательстве” |
май |
Б-рь |